В соответствии с IAS 27.4 консолидированная финансовая отчётность представляет собой отчётность группы компаний, представленную как отчётность единой компании. Это система показателей, отражающих финансовое положение, финансовые результаты деятельности концерна, определяемой в соответствии с требованиями IFRS. При этом под группой компаний понимается головная (материнская) компания и все её дочерние компании. Для того чтобы компания была признана дочерней, необходимо, чтобы её деятельность находилась под контролем (прямым или косвенным) другой компании, признаваемой головной. Таким образом, понятие контроля является ключевым при определении круга консолидации.
В соответствии с абз.3 IAS 27.4 контроль представляет собой полномочия головной компании по управлению финансовой и хозяйственной политикой дочерней компании с целью получения выгод от неё. Ключевой вопрос является ли группа концерном, т.е. подлежит ли она консолидации и какие её члены входят в круг консолидации, IAS 27.13 решает введением двух возможностей наличия контроля:
- контроль посредством большинства голосующих прав - контроль считается установленным, если одно общество прямо или косвенно владеет более чем половиной голосующих прав другого общества;
- контроль без большинства голосующих прав - контроль может быть установлен и без владения большинством голосующих прав, если одно общество иным способом (например, посредством преобладания в правлении или наблюдательном совете) может определять хозяйственную и финансовую политику другого общества.
Контроль посредством большинства голосующих прав считается основным видом контроля, при его наличии предприятия группы подлежат полной консолидации. IFRS предусматривает исключение из этого правила только если этот контроль ограничен, например, процедурой банкротства или наличием ограничений со стороны государства в отношении слияний, ведения бизнеса, производства, определения цен и т.д. Контроль со стороны одного общества без большинства голосующих прав в другом обществе считается установленным при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- возможность определять хозяйственную и финансовую политику организации, основанная на уставе или ином соглашении (IAS 27.13b);
- возможность назначения и смещения большинства членов совета директоров или аналогичного органа управления организации (IAS 27.13с);
- возможность владеть большинством голосов на совещаниях директората или наблюдательного совета (IAS 27.13d).
Контроль без большинства голосующих прав имеет особое значение в сегодняшней действительности. В этой связи особо следует коснуться вопроса наличия обществ, специально созданных для определённых целей (specialpurpose entities).
Вопрос о консолидации зависимых обществ, контроль над которыми базируется не на владении голосующими правами, обсуждается на Западе уже давно. Этот момент сыграл важную роль в так называемом ENRON - скандале в США в 2004 году, когда одна из мощнейших компаний, показывающая из года в год высокие финансовые результаты, была признана банкротом в одночасье. Этот инцидент, а также цепь других фактов, проявившихся в кризисе ипотеки 2007 года, оказал влияние на эволюцию IFRS.
Итак, что касается ENRON - скандала, то согласно SEC1 необходимость включения зависимого общества в круг консолидации оценивается в US-GAAP как владение головной организации более чем 3% её капитала. Коппер М. и Додсон У. одновременно будучи менеджерами ENRON, создали собственные предприятия, являвшиеся единственными держателями акций LITTLE RIVER FUNDUNG LLC, BIG RIVER FUNDUNG LLC и SONR 2 LLC, которые в свою очередь имели незначительную долю (менее 3%) в самом ENRON и его крупнейшем дочернем обществе CHEWCO Investments L.P.
Бизнес был построен так, что все сделки с низкой или отрицательной рентабельностью проводились в концерне ENRON через фирмы Коппера и Додсона, при этом фирмы LITTLE RIVER FUNDUNG LLC, BIG RIVER FUNDUNG LLC и SONR 2 LLC не входили в круг консолидации, т.е. их нулевые или зачастую глубоко отрицательные индивидуальные финансовые результаты на основании незначительности участия не присоединялись к консолидированному результату, который, состоя из остальных десятков дочерних обществ, был великолепен.
IFRS численно выраженных ограничений на вступление в круг консолидации не знает. По мнению профессора М. Плендля в IFRS подобного произойти не могло ввиду действия принципа asubstance overform», т.е. приоритета экономической сути операции над юридическими нормами. По его мнению, ENRON уцепился за юридическую норму в 3%, с юридической точки зрения всё было правильно, финансовая же суть была отодвинута на второй план. Установление численных рамок в стандартах, как он считает, облегчает их «обход», т.к. даёт для этого направление, ставит юридическое предписание выше экономического смысла [8]. Если IFRS действительно так хорош, то возникает лишь один вопрос - почему немецкие и лондонские банки имели такие же проблемы с SPE в консолидации, как и американские компании. Данный вопрос, однако, не умаляет тот факт, что принцип ((substance over form» является ключевым во всей системе IFRS.
По причине описанного скандала, а также на волне кризиса и озабоченности проблемами полноты консолидированного отчёта (значит, и его достоверности), последние тенденции развития
IFRS таковы, что простое наличие факторов, указывающих на единое руководство или владение большинством даже не голосующих прав предприятия, считается достаточным для консолидации этого предприятия. Обсуждение темы special purpose entities (SPE) сегодня не сходит с передовых страниц финансовых газет всего мира. Согласно разъяснениям SIC12.1 общества, специально созданные для определённых целей (special purpose entities) характеризуются следующим:
- служат строго ограниченной цели;
- ведут деятельность в интересах другого предприятия (спонсора);
- обычно (но не обязательно) спонсор является основателем SPE.
Если бы спонсор обладал более чем половиной прав в SPE, то консолидация была бы необходимостью в соответствии с IAS 27.13. В этом случае в разъяснениях SEC надобности вообще не было бы. Проблема, однако, в том, что как показал кризис, банки создавали эти SPE именно с целью обойти требования IAS 27. Спонсор в проблеме SPE имеет как правило менее 50% прав, что позволяет ему вывести определённые операции, активы или долги из круга консолидации.
Так, американские и европейские банки продавали в специально созданные для этого SPE ценные бумаги ипотеки, которые подлежали отражению в SPE по рыночной стоимости. Когда эта стоимость вдруг стала близка к нулю, SPE имели колоссальные убытки. В случае полной консолидации SPE эти убытки снивелировались бы с выручкой спонсора от продажи этих ипотечных бумаг, т.е. валюта и финансовый результат концерна был бы гораздо ниже. Однако без нормы SEC эти SPE не являлись дочерними обществами в смысле IAS 27, потому их убытки не вошли в консолидированную финансовую отчётность концерна. Результатом является то, что американские и европейские банки, покупавшие ипотечные бумаги для своих SPE, имея «красивый консолидированный баланс и отчёт о прибылях и убытках», испытывают трудности с ликвидностью и по оценкам экспертов без помощи государства стали бы банкротами.
Как пишет профессор Люденбах Н., аналогичной была ситуация и с sale-lease-back, когда объекты имущества продавались в SPE, затем брались от него в операционный лизинг. Т.е. на балансе спонсора объект исчезал, тем самым «облегчая» структуру баланса, улучшая его экономические показатели, показывая прибыль от реализации объектов, наконец. По причине той же неконсолидации SPE в смысле IAS 27, элиминирования данной операции в консолидации не происходило. По его мнению, именно проблемы в консолидации SPE явились причиной, не позволившей распознать вовремя индикаторы ENRON скандала в 2004 году и кризиса ипотеки в 2007.
Сегодня в IFRS (как и в US-GAAP) в отношении SPE введена специальная норма. Как верно отмечает Модеров С.В. «...в вопросах включения в консолидированную отчётность компаний специального назначения требования IFRS основаны на US-GAAP, а именно на FIN 46R "Компании с переменными целями"». Так, согласно SIC 12.8 SPE подлежат консолидации, если спонсор оказывает на них экономическое влияние. Отношения «материнское общество - дочернее общество» считаются установленными даже тогда, когда спонсор владеет менее чем большинством прав и не выполнены критерии IAS 27.13b-d (большинство в правлении и т.д.). А именно в любом из следующих случаев:
- бизнес ведется в интересах спонсора (SIC 12.10а);
- спонсор имеет решающее влияние в ключевых вопросах бизнеса (SIC 12.10b);
- спонсор имеет право извлекать большинство выгод SPE в свою пользу (SIC 12.10с);
- спонсор несёт большинство рисков, связанных с деятельностью SPE (SIC 12.10d).
Как видим, IFRS расширяет круг консолидации, пытаясь включить все возможные проявления контроля в консолидированную финансовую отчётность. При этом высказываются лишь опасения, что теперь консолидации будет подлежать и то, что по сути к концерну отношения не имеет, например фонды пенсионного страхования предприятий [7].
Выводы. По причине ENRON скандала, кризиса ипотеки 2007, а также на волне текущего финансового кризиса и озабоченности проблемами полноты консолидированной отчётности (значит и её достоверности), последние тенденции развития IFRS таковы, что круг консолидации расширяется. Это общее направление на Западе оценивается как верное, хотя и запоздалое решение.
Важно, что с появлением нормы SIC 12.8 в IFRS, страны - члены ЕС стали вводить идентичные нормы в национальное законодательство о консолидации. Так, в немецком HGB с 2009 года действует новая редакция §290 абз.2, которая вводит обязанность консолидации для случаев «.наличия влияния одной организации на другую при сохранении большинства шансов и рисков у первой». В российском законодательстве о консолидации пока такой пункт не предусмотрен, поэтому данный пробел, судя по западному опыту, может привести к плачевным последствиям. Стоит согласиться в этой связи с замечанием Модерова С.В., что «... будет ли выгодно крупным российским предприятиям показывать все свои компании специального назначения - оффшоры, "карманные" банки, пенсионные фонды и т.п., как этого требуют МСФО? Вероятно, нет. В этой ситуации аудиторам придётся контролировать наличие таких компаний и не давать положительных заключений, если они не включены в консолидированную отчетность по МСФО».
Так, американские и европейские банки продавали в специально созданные для этого SPE ценные бумаги ипотеки, которые подлежали отражению в SPE по рыночной стоимости. Когда эта стоимость вдруг стала близка к нулю, SPE имели колоссальные убытки. В случае полной консолидации SPE эти убытки снивелировались бы с выручкой спонсора от продажи этих ипотечных бумаг, т.е. валюта и финансовый результат концерна был бы гораздо ниже. Однако без нормы SEC эти SPE не являлись дочерними обществами в смысле IAS 27, потому их убытки не вошли в консолидированную финансовую отчётность концерна. Результатом является то, что американские и европейские банки, покупавшие ипотечные бумаги для своих SPE, имея «красивый консолидированный баланс и отчёт о прибылях и убытках», испытывают трудности с ликвидностью и по оценкам экспертов без помощи государства стали бы банкротами.
Как пишет профессор Люденбах Н. , аналогичной была ситуация и с sale-lease-back, когда объекты имущества продавались в SPE, затем брались от него в операционный лизинг. Т.е. на балансе спонсора объект исчезал, тем самым «облегчая» структуру баланса, улучшая его экономические показатели, показывая прибыль от реализации объектов, наконец. По причине той же неконсолидации SPE в смысле IAS 27, элиминирования данной операции в консолидации не происходило. По его мнению, именно проблемы в консолидации SPE явились причиной, не позволившей распознать вовремя индикаторы ENRON скандала в 2004 году и кризиса ипотеки в 2007.
Сегодня в IFRS (как и в US-GAAP) в отношении SPE введена специальная норма. Как верно отмечает Модеров С.В. «...в вопросах включения в консолидированную отчётность компаний специального назначения требования IFRS основаны на US-GAAP, а именно на FIN 46R "Компании с переменными целями"». Так, согласно SIC 12.8 SPE подлежат консолидации, если спонсор оказывает на них экономическое влияние. Отношения «материнское общество - дочернее общество» считаются установленными даже тогда, когда спонсор владеет менее чем большинством прав и не выполнены критерии IAS 27.13b-d (большинство в правлении и т.д.). А именно в любом из следующих случаев:
• бизнес ведется в интересах спонсора (SIC 12.10а);
• спонсор имеет решающее влияние в ключевых вопросах бизнеса (SIC 12.10b);
• спонсор имеет право извлекать большинство выгод SPE в свою пользу (SIC 12.10с);
• спонсор несёт большинство рисков, связанных с деятельностью SPE (SIC 12.10d).
Как видим, IFRS расширяет круг консолидации, пытаясь включить все возможные проявления контроля в консолидированную финансовую отчётность. При этом высказываются лишь опасения, что теперь консолидации будет подлежать и то, что по сути к концерну отношения не имеет, например фонды пенсионного страхования предприятий [7].
Выводы. По причине ENRON скандала, кризиса ипотеки 2007, а также на волне текущего финансового кризиса и озабоченности проблемами полноты консолидированной отчётности (значит и её достоверности), последние тенденции развития IFRS таковы, что круг консолидации расширяется. Это общее направление на Западе оценивается как верное, хотя и запоздалое решение. Важно, что с появлением нормы SIC 12.8 в IFRS, страны - члены ЕС стали вводить идентичные нормы в национальное законодательство о консолидации. Так, в немецком HGB с 2009 года действует новая редакция §290 абз.2, которая вводит обязанность консолидации для случаев «.наличия влияния одной организации на другую при сохранении большинства шансов и рисков у первой3». В российском законодательстве о консолидации пока такой пункт не предусмотрен, поэтому данный пробел, судя по западному опыту, может привести к плачевным последствиям. Стоит согласиться в этой связи с замечанием Модерова С.В., что «... будет ли выгодно крупным российским предприятиям показывать все свои компании специального назначения - оффшоры, "карманные" банки, пенсионные фонды и т.п., как этого требуют МСФО? Вероятно, нет. В этой ситуации аудиторам придётся контролировать наличие таких компаний и не давать положительных заключений, если они не включены в консолидированную отчетность по МСФО»