Негативное влияние финансового кризиса.
- снижение спроса в натуральных показателях;
- снижение цен покупателями при росте цен на энергоносители и коммунальные услуги;
- рост процентов за кредиты и другие заемные средства;
- рост трудностей, связанных со своевременным взятием требуемой суммы заемных средств;
- рост риска невозврата заемных средств;
- рост риска существенных задержек поступлений денежных средств как по вине покупателя, так и из-за снижения ликвидности банковской системы;
- неустойчивость курсов валют;
- высокая неопределенность, в том числе слабая прогнозируемость, формирования и реализуемости антикризисных мер властей;
- кризис доверия;
- угроза быстрого превращения финансового кризиса в общесистемный («эффект домино» по цепочке «поставщики – производители – покупатели») и др.
Позитивное влияние финансового кризиса.
- снижение закупочных цен на часть материалов и комплектующих, арендной платы и т.п.;
- появление на рынке труда квалифицированных и менее дорогих кадров;
- снижение конкурентоспособности импортных товаров (из-за девальвации рубля и собственных кризисных явлений, непривычных для большинства зарубежных производителей);
- снижение конкурентоспособности части российских производителей (конкурентов), имеющих негибкий и слабый антикризисный менеджмент;
- снижение капитализации (цен на активы) слабых предприятий;
- структурные изменения в экономике и появление новых возможностей для бизнеса;
- потенциальная возможность получения государственной поддержки и др.
Позиции предприятий в момент кризиса
- Пассивная позиция («поза жертвы»): ничего поделать невозможно. Реакция: «плыть по течению», экономя силы до лучших времен. Растерянность, отсутствие четкой стратегии.
- Умеренно активная позиция: («выживание»): обороняться, чтобы сохраниться.
- Активная позиция («рост»): наступать. Несмотря на ухудшение внешней среды, разрабатывается стратегия роста.
- Максимально активная (агрессивная) позиция: прорыв. Разрабатывается стратегия прорыва в лидеры, предусматривающая кратный рост.
Факторы успеха
- •Цели.
- •Потенциал.
- •Приоритеты.
- •Политики (правила игры).
- •Ресурсы.
- •Система управления развитием.
Резюме (1 - 2,5 стр.).
1. Основные предпосылки формирования стратегии. (2 - 2,5 стр.).
2. Основная цель и критерии ее достижения (1,5 - 2 стр.).
2.1. Общая формулировка назначения (миссии) предприятия и перечень критериев (0,5 стр.).
2.2. Конкретные целевые установки на плановый период (1 - 1,5 стр.):
а) рыночные;
б) производственные;
в) финансово-экономические;
г) социальные;
д) прочие.
3. Оценка потенциала достижения цели
4. Приоритетные направления антикризисного управления предприятием (7 - 10 стр.).
4.1. Общие приоритеты (0,5 стр.).
4.2. Маркетинговая политика (1,5-2 стр.):
а) продуктовая политика;
б) ценовая политика;
в) политика конкурентной борьбы;
г) прочие приоритеты (принципы работы с покупателями, поставщиками, регионами, рекламная политика и т. п.).
4.3. Производственно-технологическая политика (1 - 1,5 стр.).
4.4. Организационно-кадровая политика (0,5 - 1 стр.).
4.5. Инновационная политика, приоритеты (1 - 2 стр.).
4.6. Финансово-экономическая политика (1,5 - 2 стр.).
4.7. Прочие приоритеты (0,5 - 1 стр.).
5. Ресурсное обеспечение, включая бюджеты развития (1 - 2 стр.).
6. Система управления реализацией антикризисной программы (1,5 - 2 стр.).
Характерные сроки бизнес – проекта:
- когда начнется возврат денег (срок Т1);
- когда проект выйдет на самофинансирование и начнет давать прибыль (срок Т2);
- когда вложенные средства окупятся (срок окупаемости Т3);
- сколько инвестор заработает на любой момент времени t;
- за какой срок инвестор заработает столько же, сколько вложил, то есть будет получена стопроцентная норма прибыли на вложенный капитал.
- определение целей развития и критериев их достижения;
- анализ сильных и слабых сторон предприятия;
- общая диагностика состояния и тенденций;
- анализ финансового состояния;
- анализ поля проблем и выделение ключевых проблем;
- формирование путей и проектов решения проблемы (с использованием технологии "мозгового штурма");
- оценка инновационного потенциала (потенциала изменений);
- выделение приоритетных направлений деятельности (стратегий);
- прогноз, анализ и оценка вариантов реформирования;
- разработка программы реформирования;
- оценка источников ресурсов;
- распределение ресурсов;
- выделение первоочередных проектов;
- формирование команд;
- проработка и защита первоочередных проектов;
- выбор и фиксация стратегии и программы реформирования;
- определение первоочередных организационных шагов;
- оформление документа "План реформирования".