Негативное влияние финансового кризиса.

  1. снижение спроса в натуральных показателях;
  2. снижение цен покупателями при росте цен на энергоносители и коммунальные услуги;
  3. рост процентов за кредиты и другие заемные средства;
  4. рост трудностей, связанных со своевременным взятием требуемой суммы заемных средств;
  5. рост риска  невозврата заемных средств;
  6. рост риска существенных задержек поступлений денежных средств как по вине покупателя, так и из-за снижения ликвидности банковской системы;
  7. неустойчивость курсов валют;
  8. высокая неопределенность, в том числе слабая прогнозируемость, формирования и реализуемости антикризисных мер властей;
  9. кризис доверия;
  10. угроза быстрого превращения финансового кризиса в общесистемный («эффект домино» по цепочке «поставщики – производители – покупатели») и др.

 

Позитивное влияние финансового кризиса.

  1. снижение закупочных цен на часть материалов и комплектующих, арендной платы и т.п.;
  2. появление на рынке труда квалифицированных и менее дорогих кадров;
  3. снижение конкурентоспособности импортных товаров (из-за девальвации рубля и собственных кризисных явлений, непривычных для  большинства зарубежных производителей);
  4. снижение конкурентоспособности части российских производителей (конкурентов), имеющих негибкий и слабый антикризисный менеджмент;
  5. снижение капитализации (цен на активы) слабых предприятий;
  6. структурные изменения в экономике и появление новых возможностей для бизнеса;
  7. потенциальная возможность получения государственной поддержки и др.

 

Позиции предприятий в момент кризиса

  1. Пассивная позиция («поза жертвы»): ничего поделать невозможно. Реакция: «плыть по течению», экономя силы до лучших времен. Растерянность, отсутствие четкой стратегии.
  2. Умеренно активная позиция: («выживание»): обороняться, чтобы сохраниться.
  3. Активная позиция («рост»): наступать. Несмотря на ухудшение внешней среды, разрабатывается стратегия роста.
  4. Максимально активная (агрессивная) позиция: прорыв. Разрабатывается стратегия прорыва в лидеры, предусматривающая кратный рост.

Факторы успеха

  • •Цели.
  • •Потенциал.
  • •Приоритеты.
  • •Политики (правила игры).
  • •Ресурсы.
  • •Система управления развитием.
Оглавление документа "Стратегия антикризисного управления развитием предприятия»

Резюме (1 - 2,5 стр.).

1. Основные предпосылки формирования стратегии. (2 - 2,5 стр.).

2. Основная цель и критерии ее достижения (1,5 - 2 стр.).

2.1. Общая формулировка назначения (миссии) предприятия и перечень критериев (0,5 стр.).

2.2. Конкретные целевые установки на плановый период (1 - 1,5 стр.):

а) рыночные;

б) производственные;

в) финансово-экономические;

г) социальные;

д) прочие.

3. Оценка потенциала достижения цели

4. Приоритетные направления антикризисного управления предприятием (7 - 10 стр.).

4.1. Общие приоритеты (0,5 стр.).

4.2. Маркетинговая политика (1,5-2 стр.):

а) продуктовая политика;

б) ценовая политика;

в) политика конкурентной борьбы;

г) прочие приоритеты (принципы работы с покупателями, поставщиками, регионами, рекламная политика и т. п.).

4.3. Производственно-технологическая политика (1 - 1,5 стр.).

4.4. Организационно-кадровая политика (0,5 - 1 стр.).

4.5. Инновационная политика, приоритеты (1 - 2 стр.).

4.6. Финансово-экономическая политика (1,5 - 2 стр.).

4.7. Прочие приоритеты (0,5 - 1 стр.).

5. Ресурсное обеспечение, включая бюджеты развития (1 - 2 стр.).

6. Система управления реализацией антикризисной программы (1,5 - 2 стр.).

 

Характерные сроки бизнес – проекта:

  • когда начнется возврат денег (срок Т1);
  • когда проект выйдет на самофинансирование и начнет давать прибыль (срок Т2);
  • когда вложенные средства окупятся (срок окупаемости Т3);
  • сколько инвестор заработает на любой момент времени t;
  • за какой срок инвестор заработает столько же, сколько вложил, то есть будет получена стопроцентная норма прибыли на вложенный капитал.
Этапы технологии антикризисного реформирования
  1. определение целей развития и критериев их достижения;
  2. анализ сильных и слабых сторон предприятия;
  3. общая диагностика состояния и тенденций;
  4. анализ финансового состояния;
  5. анализ поля проблем и выделение ключевых проблем;
  6. формирование путей и проектов решения проблемы (с использованием технологии "мозгового штурма");
  7. оценка инновационного потенциала (потенциала изменений);
  8. выделение приоритетных направлений деятельности (стратегий);
  9. прогноз, анализ и оценка вариантов реформирования;
  10. разработка программы реформирования;
  11. оценка источников ресурсов;
  12. распределение ресурсов;
  13. выделение первоочередных проектов;
  14. формирование команд;
  15. проработка и защита первоочередных проектов;
  16. выбор и фиксация стратегии и программы реформирования;
  17. определение первоочередных организационных шагов;
  18. оформление документа "План реформирования".