Кодекс корпоративного повдеения рекомендует установить в обществе прозрачный и понятный акционерам механизм определения размера дивидендов и их выплаты. Информация о стратегии общества в отношении размера дивидендов и их выплаты необходима как существующим, так и потенциальным акционерам обществ, поскольку она влияет на их решение относительно приобретения или продажи акций.
Теоретические основы дивидендной политики
Нет единого мнения о том, как влияет капитализация прибыли на рост стоимости компании. Выделяют два теоретических подхода к значимости дивидендной политики для общей оценки стоимости компании: теорию отсутствия значимости и теорию значимости. Первая утверждает, что дивиденды не играют роли при определении стоимости компании, вторая - что дивиденды имеют большое значение для оценки компании.
Суть теории отсутствия значимости заключаетсяч в том, что стоимость компании определяется только ее способностью получать прибыль. Для акционеров нет разницы между получением дивидендов и ростом стоимости акций, который произойдет в результатте реинвестирования прибыли. В рамках теории отсутствия значимости выделяют теорию Миллера и Модильяни, сторонники которой считают, что оптимальная стратегия в дивидендной политике, когда дивиденды начисляются после того как проанализированы все возможности для эффективного реинвестирования прибыли. Если целесообразно реинвестировать всю прибыль, дивиденды выплачивать не следует, если нет инвестиционных проектов, прибыль в полном объеме направляется на выплату дивидендов. Врочем, определенное влияние дивидендной политики на цену акционерного капитала все-таки признается, хотя это влияние оказывает на величина дивидендов, а информация об их росте, которая провоцирует рынок на повышение цены акций.
Сторонники теории значимости (в частности, Гордон и Линтер) считают, что дивидендная политика влияет на стоимость компании. Каждая единица дохода, выплаченная в виде дивидендов, уже очищена от риска и поэтому стоит больше чем доход, который будет получен в будущем. Следовательно, максимизация дивидендных выплат предпочтительнее капитализации дохода. Кроме того, текущие дивидендые выплаты снижают уровень неопределенности для инвесторов. Напротив, если дивиденды не выплачиваются, неопределенность нарастает. Теория значимости является наиболее распространенной.
Различают три подхода к формированию дивидендной политики компании
Консервативный подход предполагает, что выплата дивидендов происходит в пропорциях, которые позволяют удовлетворять потребности производственного развития и более высокими темпами наращивать стоимость собственного капитала, а следовательно и рыночную стоимость акций. Умеренный подход заключается в том, что компания пытается соблюсти баланс интересов акционеров, нуждающихся в дивидендных выплатах, и свои потребности в росте. Агрессивный подход предполагает начисление максимально возможного размера дивидендов.
Политика государства в отношении дивидендов
Исследования показывают, что дивиденды на государственные пакеты акций рассматриваются Правительством как важнейший возобновляемый источник доходов бюджета. Динамика последних лет свидетельствует о заметном росте соответствующих платежей, которые с 2000 года занимают 1-е место среди возобновляемых источников. Как показывают данные 2004-2005 года, примерно 75% дивидендных платежей в федеральный бюджет приходится на 5 компаний - "Газпром" (примерно 50% всех поступлений по данной статье), "Транснефть", Внешторгбанк, "Роснефть", ЛУКОЙЛ (до продажи последнего пакета в 2004 г.). Доля 15 крупнейших плательщиков составляет около 84% общей суммы дивидендных поступлений. Как и в предыдущие годы, ОАО "Газпром" остается крупнейшим плательщиком дивидендов по государственным пакетам акций. 28 октября 2005 года компания перечислила в федеральное казначейство 10 млрд. 37 млн. 600 тыс. руб. по итогам 2004 года, что составило 60,6% всех дивидендных поступлений в федеральный бюджет. Приватизаци указанных предприятий и банков, равно как и значительной группы предприятий стратегического списка, в ближайшее время не предполагается, напротив, 2004 - 2005 гг. наглядно свидетельствуют об усилении имущественной экспансии государственных структур, и, соответственно, расширении дивидендной базы.
В мае 2006 года было принято Распоряжение Правительства, в котором определяются подходы государства к вопросу определения дивидендов в компаниях с участием государства.
При формировании позиции акционера федеральным органам:
а) по вопросам выплаты дивидендов следует руководствоваться следующими положениями:
- определение фиксированной минимальной доли чистой прибыли акцонерного общества, направляемой на выплату дивидендов;
- направление чистой прибыли, не распределенной на финансирование инвестиционных проектов и иные цели, на выплату дивидендов
- соответствие инвестиционных проектов установленным в акционерном общества требованиям доходности;
- использование показателей сводной (консолидированной) отчетности при определении размера дивидендов в акционерном обществе, имеющем дочерние общества;
б) по вопросам распределения чистой прибыли исходить из необходимости принятия решений на основе анализа:
- плановых финансовых показателей акционерного общества, в том числе прибыли, на среднесрочный период (не менее 3 лет);
- экономической эффективности направления чистой прибыли акционерного общества на финансирование проектов и иные цели;
- зависимости доли чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, от соотношения фактического значения прибыли акционерного общества к ее плановому значению;
- размера заемных средств, используемых для финансирования инвестиционных проектов в случае недостаточности амортизационных ресурсов;
- зависимости размера вознаграждения членов исполнительных органов акционерного общества от достижения плановых показателей деятельности акционерного общества.