Минэкономразвития предлагает ввести акциз на роскошь. Впрочем, четкого определения предметов роскоши у чиновников пока нет. Среди вариантов, что обложить акцизом, есть ювелирные изделия, энергонеэффективные товары и шоколад.
Предложение ввести акциз на предметы роскоши содержится в письме замминистра Андрея Клепача в Минфин по поводу поиска дополнительных источников дохода для федерального бюджета.
Идея эта только обсуждается и пока нет ясности, что считать предметом роскоши. Один из вариантов - частично восстановить список подакцизных товаров из закона об акцизах, утратившего силу с 2001 г. Другой подход - корректировать потребительские предпочтения с помощью налогов, объясняет чиновник: ввести акцизы на товары с низкой энергоэффективностью, например на потребляющую много энергии бытовую технику, или повысить их для автомобилей с высоким расходом топлива. Наконец, есть вариант обложить акцизом продукцию, продажи которой растут выше среднего – “к примеру, безалкогольные напитки”.
Сейчас список подакцизных товаров содержится в Налоговом кодексе: это спирт, алкоголь, сигареты, автомобили и мотоциклы, бензин, дизельное топливо, моторные масла. В первой редакции закона об акцизах, принятого в 1991 г., в списке также были ювелирные изделия, икра осетровых и лососевых рыб, деликатесные морепродукты, высококачественные изделия из фарфора и хрусталя, ковры, мех, одежда из натуральной кожи, автомобильные шины и шоколад, указано в материалах Минэкономразвития, которые также есть в распоряжении “Ведомостей”. Правда, к 2000 г. остались только ювелирные изделия.
Предложения Минэкономразвития заслуживают по крайней мере обсуждения, но нужно четкое понятие роскоши, список товаров, которые подпадают под это определение, и конкретные ставки. Устоявшегося понятия роскоши в российском и зарубежном праве нет.
А если вводить акциз на энергонеэффективные бытовые приборы, он ударит прежде всего по кошелькам граждан с низкими доходами. По показателям энергоэффективности многие российские товары уступают зарубежным аналогам и важно не навредить отечественному производителю. Кардинального роста доходов бюджета подобные меры не дадут.
Механизм, подталкивающий население покупать энергоэффективные товары, можно только приветствовать. Однако нужны четкие критерии определения энергоэффективных товаров. Продажи товаров категории luxury и без того сильно пострадали от кризиса и пока не восстановились. Конкурентоспособность российского ювелирного рынка ослаблена высокими налогами и необходимостью информировать налоговую службу о гражданах, купивших товар дороже 600 000 руб., продолжает она, а повышение акцизов только усугубит ситуацию.