1. В проекте ПБУ к запасам отнесены помимо сырья или материалов, а также ресурсов, предназначенных для продажи в ходе обычной деятельности организации (товаров и готовой продукции), активы, находящиеся в процессе производства для последующей продажи (выполнения работ, оказания услуг) при осуществлении обычной деятельности организации, то есть незавершенное производство.
  2. Принимать к учету запасы теперь нужно будет в момент перехода к организации экономических рисков и выгод, связанных с владением запасами.
  3. В проект включено требование о капитализации в первоначальной (фактической) стоимости запасов затрат на выполнение обязательств по демонтажу, удалению запасов и восстановлению окружающей среды на занимаемом ими участке, понесенных на протяжении определенного периода вследствие использования указанных запасов в течение этого периода.
  4. При покупке запасов на условиях рассрочки платежа в себестоимость включается сумма, уплаченная на условиях немедленной оплаты. Таким образом требуется расчет дисконтированной стоимости.
  5. Общехозяйственные расходы, непосредственно не связанные с производством и переработкой запасов, не участвуют в формировании первоначальной стоимости запасов. При этом включаются в себестоимость запасов общехозяйственные и другие аналогичные расходы, непосредственно связанные с приобретением запасов.
  6. По проекту нового ПБУ первоначальная стоимость запасов отражается по фактической стоимости, но не выше, чем их нормативная стоимость.
  7. Изменен подход к определению фактической стоимости запасов применительно к торговым организациям. В настоящий момент торговые организации имеют право относить расходы по заготовке и доставке товаров до  центральных складов (баз) непосредственно на издержки (п. 13 ПБУ 5/01). Проект ПБУ указанного исключения для торговых организаций не содержит. Установлен общий порядок для формирования фактической стоимости запасов: затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования включаются в себестоимость запасов. Оставили для торговых организаций только право использования альтернативного метода оценки — по цене продаж минус торговые наценки.
  8. Проект ПБУ допускает альтернативные расчетные методы первоначальной оценки запасов: 1) по плановым (нормативным) затратам или 2)по цене продажи (реализации). При условии, что указанные способы дают результаты, приближенные к оценке по фактическим затратам. Оценка по продажной стоимости уместна для торговых компаний, а по плановым затратам — для организаций с большой номенклатурой запасов. Для производителей сельского, лесного и рыбного хозяйства предусмотрено право оценки запасов по текущей рыночной стоимости.

 

13/10/2011