I. Изменения в законодательстве с 2016 года
Что изменится 1 января:
- Субъектами РФ может быть снижена ставка для УСН с объектом "доходы" в пределах с 6% до 1%.
Кроме того, в отношении периодов 2017 - 2021 годов налоговая ставка может быть уменьшена до 3% в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Также расширяется "перечень" видов предпринимательской деятельности, в отношении которых разрешается применение патентной системы налогообложения.
(Федеральный закон от 13.07.2015 N 232-ФЗ).
- Изменяется порядок исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами.
В частности:
- уточняется дата фактического получения дохода, облагаемого НДФЛ
- определяются особенности удержания НДФЛ налоговым агентом при выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды
- увеличивается срок для сообщения налоговым агентом в налоговые органы о невозможности удержать НДФЛ;
- вводятся штрафы за непредоставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм НДФЛ и за представление документов, содержащих недостоверные сведения;
- налоговый орган вправе принять решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств в том случае, если расчет исчисленных и удержанных сумм НДФЛ не представлен в течение 10 дней после окончания установленного срока;
- увеличивается лимит численности физических лиц, по которым налоговые агенты могут представлять отчетность по НДФЛ на бумажном носителе.
Также с 1 января 2016 года удержанный НДФЛ должен быть перечислен налоговым агентом не позднее даты, следующей за днем выплаты дохода.
Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, крупнейшие налогоплательщики, ИП, применяющие ЕНВД и (или) патентную систему налогообложения, должны сообщать о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога по месту своего учета.
Кроме того, теперь налоговый орган вправе принять решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств в том случае, если расчет исчисленных и удержанных сумм НДФЛ не представлен в течение 10 дней после окончания установленного "срока".
(Федеральный закон от 02.05.2015 N 113-ФЗ; Письма ФНС России от 05.11.2015 N БС-4-11/19263 и от 18.12.2015 N БС-4-11/22203@; Информация ФНС России от 26.11.2015)
- Первоначальная стоимость амортизируемого имущества и основного средства в целях исчисления налога на прибыль организаций повышается и теперь должна составлять более 100 тыс. руб.
Указанные изменения применяются к объектам амортизируемого имущества, введенным в эксплуатацию начиная с 1 января 2016 года.
Кроме того, с 1 января 2016 года квартальные авансовые платежи могут уплачивать организации, у которых за предыдущие 4 квартала доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн. руб. за каждый квартал. Ранее такой лимит составлял 10 млн. руб.
(Федеральный закон от 08.06.2015 N 150-ФЗ)
- С 280 000 до 350 000 рублей увеличивается размер дохода, при достижении которого (нарастающим итогом с начала года) стандартные налоговые вычеты не предоставляются
Кроме того, предусматривается увеличение стандартного налогового вычета по НДФЛ на ребенка-инвалида до 12 000 рублей.
Налоговый вычет в указанном размере предоставляется родителям, супругу (супруге) родителя и усыновителям в отношении:
- ребенка-инвалида до 18 лет;
- учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Опекунам, попечителям, приемным родителям и их супругам, на обеспечении которых находятся такие дети, вычет предоставляться в размере 6 000 рублей.
(Федеральный закон от 23.11.2015 N 317-ФЗ)
- Изменяются правила исчисления суммы транспортного налога при регистрации и снятии с учета транспортного средства в течение налогового периода
Если регистрация транспортного средства или снятие с учета произошли после 15-го числа включительно за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства. А в случае регистрации транспортного средства или снятия с учета до 15-го числа этот месяц не учитывается.
Аналогичный порядок применяется и в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на объекты недвижимого имущества при исчислении налога на имущество организаций.
Указанные положения применяются к правоотношениям по исчислению и уплате соответствующего налога за налоговые периоды начиная с 2016 года.
(Федеральный закон от 29.12.2015 N 396-ФЗ)
- Досрочная уплата административных штрафов, налагаемых за нарушение ПДД, позволит сэкономить до половины взыскиваемой суммы.
С 1 января 2016 года при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области дорожного движения (за исключением отдельных административных правонарушений - управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, нарушение правил, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, и некоторых других), не позднее 20 дней со дня вынесения постановления штраф может быть уплачен в размере половины его суммы.
В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.
(Федеральный закон от 22.12.2014 N 437-ФЗ)
- Вводится понятие "заемный труд" и устанавливается общий запрет на его использование.
Под заемным трудом понимается труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющегося работодателем данного работника.
Временное направление работников разрешено только для частных агентств занятости и в некоторых случаях - других юридических лиц (например, при направлении работника к аффилированной организации). При этом предусматривается, что такое направление возможно только по договору о предоставлении труда работников (персонала), который заключается между работником и направляющей его организацией (работодателем), и исключительно с согласия работника. Особенности регулирования труда таких работников определены главой 53.1 ТК РФ, в которой установлены гарантии оплаты труда, особенности соответствующих трудовых договоров и пр.
Также вводится понятие "частное агентство занятости" - юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ и прошедшее аккредитацию на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала), а также устанавливаются требования, которым должно соответствовать такое агентство.
Предусматривается, что обязательным условием для включения в договор о предоставлении труда работников (персонала) является условие о соблюдении принимающей стороной установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Принимающая сторона несет субсидиарную ответственность по обязательствам работодателя, вытекающим из трудовых отношений с работниками, направленными временно для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала), в том числе по обязательствам по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, по уплате денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику.
На принимающую сторону ложится обязанность передавать страхователю-компании, временно направившей своих сотрудников по договору о предоставлении труда работников, информацию, которая нужна для определения страхового тарифа, надбавок, скидок.
При этом при расчете суммы взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний страхователь должен руководствоваться сведениями об основном виде деятельности принимающей стороны, учитывая результаты спецоценки условий труда на ее рабочих местах и иную полученную информацию.
(Федеральный закон от 05.05.2014 N 116-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 10.04.2015 N 340 и от 29.10.2015 N 1165)
- Вводятся пени за просрочку оплаты коммунальных услуг для управляющих организаций жилищно-коммунального комплекса, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов;
Установлен твердый размер пени за нарушение указанными потребителями обязательств по своевременной оплате энергетических ресурсов (газа, электрической энергии, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, горячей, питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам водоснабжения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения), а также услуг, связанных с поставкой таких ресурсов (передача электрической энергии, водоотведение).
Предусматриваются следующие размеры пени для ЖСК и ТСЖ:
- с 31-го по 90-й день просрочки - 1/300 ставки рефинансирования;
- с 91-го дня просрочки - 1/130 ставки рефинансирования.
Для управляющих компаний размеры пени составляют:
- с 1-го по 60-й день просрочки - 1/300 ставки рефинансирования;
- с 61-го по 90-й день просрочки - 1/170 ставки рефинансирования;
- с 91-го дня просрочки - 1/130 ставки рефинансирования.
(Федеральный закон от 03.11.2015 N 307-ФЗ)
- Вступают в силу для обязательного применения некоторые документы МСФО;
В частности, вступают в силу:
- документ МСФО "Инвестиционные организации: применение исключения из требования о консолидации (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 10, Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 12 и Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 28)";
- документ МСФО "Инициатива в сфере раскрытия информации (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 1)";
- документ МСФО "Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2012 - 2014 гг.";
- документ МСФО "Метод долевого участия в отдельной финансовой отчетности (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 27)";
- документ МСФО "Сельское хозяйство: плодовые культуры (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 16 и Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 41)";
- документ МСФО "Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 14 "Счета отложенных тарифных разниц";
- документ МСФО "Учет приобретений долей участия в совместных операциях (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 11)";
- документ МСФО "Разъяснение допустимых методов амортизации (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 16 и Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 38)".
(Приказы Минфина России от 30.10.2014 N 127н; от 17.12.2014 N 151н; от 19.05.2015 N 79н; от 11.06.2015 N 91н и от 13.07.2015 N 109н)
- С 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату
С 1 января 2016 года Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России.
К отношениям, регулируемым актами Правительства РФ, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 1 января 2016 года вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом.
(Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 N 1340; Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У; Информация Банка России)
II. Совет по МСФО представил новый IAS 7 в рамках упрощения раскрытий
Совет по международным стандартам финансовой отчетности опубликовал поправки к стандарту МСБУ (IAS) 7 “Отчет о движении денежных средств”. Все изменения направлены на улучшение качества информации о финансовой деятельности организаций, которая попадает на стол инвесторам. Изменения вступают в силу с 1 января следующего года, но разрешено и досрочное применение.
Основная цель изменений в IAS 7 – предоставить пользователям финансовой отчетности информацию, позволяющую оценивать изменения в обязательствах вследствие финансовой деятельности. Чтобы добиться этого, Совет потребовал раскрытия следующих изменений в обязательствах (в той мере, в какой это необходимо – только существенная информация):
Изменение денежных потоках от финансовой деятельности
Изменения вследствие получения либо потери контроля над дочерними предприятиями или другим бизнесом
Эффект от изменения валютных курсов
Изменения в справедливой стоимости
Прочие изменения
Что касается обязательств, возникающих в результате финансовой деятельности, то их IASB определяет как "обязательства, для которых денежные потоки были (или же будущие денежные потоки будут) классифицированы в отчете о движении денежных средств в качестве денежных потоков от финансовой деятельности". Совет по МСФО подчеркивает, что новые требования к раскрытиям также распространяются на изменения в финансовых активах, если они соответствуют этому же определению.
Одним из способов начать соответствовать новым требованиям к раскрытию является реконсиляция балансов открытия и закрытия в отчете о финансовом состоянии в отношении обязательств, возникающих в результате финансовой деятельности. Это отход от предварительного варианта изменений декабря 2014 года, где предлагалось сделать такую реконсиляцию обязательной.
Необходимо отметить еще одно нововведение: изменения в обязательствах, возникающих в результате финансовой деятельности, должны раскрываться отдельно от изменений в других активах и обязательствах.
Источник: GAAP.RU
III. IPSASB представил стандарт по бизнес-объединениям в общественном секторе
Международный совет по стандартам финансовой отчетности для общественного сектора (IPSASB) представил на обсуждение предварительный вариант нового стандарта по объединению бизнеса - Exposure Draft (ED) 60, Public Sector Combinations.
Стандарт классифицирует объединения в общественном секторе либо в качестве слияний, либо в качестве поглощений. Отнесение к той или иной категории зависит от контроля и иных факторов. Сторона сделки должна получить контроль над операцией, чтобы это можно было трактовать как поглощение, а не как слияние. Но самого по себе контроля еще недостаточно для четкого вывода, что перед нами именно поглощение.
Скорее наличие контроля создает допущение (которое можно опровергнуть), что данное объединение бизнеса относится к поглощениям. Если допущение опровергается, то сделка, соответственно, трактуется как слияние, потому что третьего не дано ("или-или"). Стоит отметить, что этот подход отличается от предложенного в 2012 году в консультационном документе по объединению организаций общественного сектора: идеи не до конца понравились участникам рынка, о чем они не преминули написать в комментариях.
Что касается вопросов признания и измерения, то предварительный вариант стандарта предлагает использование модифицированного бухгалтерского метода "pooling of interests" – модифицированного метода объединения интересов. Иногда его альтернативно называют "отчетностью по слияниям" ("merger accounting"). Слияние признается на ту дату, когда оно имеет место. Что касается поглощений, то здесь используется метод, привычный по МСФО (IFRS) 3 "Объединение бизнеса". И та, и другая ситуация рассматривается с позиции специфики бизнеса предприятий общественного сектора.
Источник: GAAP.RU