9 июля 2009 СМСФО выпустил новый стандарт.

Данный МСФО не содержит определенной даты для обязательного применения, таким образом, может применяться, начиная с выше указанной даты публикации. Компания самостоятельно определяет дату перехода на МСФО для малых и средних предприятий.

Текст стандарта занимает 230 страниц, распределенных на 35 глав, которые охватывают все вопросы признания, оценки, представления и раскрытия информации малыми и средними предприятиями.

Это отдельный документ без перекрестных ссылок на другие МСФО (за одним исключением, связанным с признанием финансовых инструментов).

Основан на фундаментальных принципах полной версии МСФО, однако, некоторые вопросы учета упрощены.

Основные принципы взяты из Концепции Совета по МСФО, т.к. Совет посчитал, что общие принципы МСФО должны применяться в отношении всех компаний.

Основные цели стандарта:

  • упростить требования к учету для малых и средних предприятий
  • уменьшить затраты и усилия компаний для подготовки финансовой отчетности
  • показать информацию, учитывая специфику малых и средних предприятий, что позволит широкому кругу пользователей принимать экономические решения
  • финансовая отчетность должна также отражать вовлеченность менеджмента в разумное руководство предприятием

Критерии, по которым предприятия будут рассматриваться как малые и средние, устанавливаются в соответствии с законодательством той юрисдикции, в которой существует компания.

РФ: Закон № 209-ФЗ О развитии малых и средний предприятий в РФ и Постановление Правительства № 556 Об определении порогов выручки для каждой категории малых и средних предприятий.

Предприятиям необходимо тщательно проанализировать свои планы на долгосрочную перспективу, прежде чем принимать решение о применении данного МСФО: если такие планы включают возможность в будущем стать публичной компанией, то компании лучше отказаться от перехода на МСФО для малых и средних предприятий, чтобы избежать в будущем повторного перехода на полную версию МСФО. Если материнская компания малого или среднего предприятия готовит отчетность в соответствии с полной версией МСФО, то для малого или среднего предприятия также целесообразно применять полную версию МСФО. Если материнская компания малого или среднего предприятия готовит отчетность в соответстсвии с полной версией МСФО, то для малого или среднего предприятия также целесообразно применять полную версию МСФО, чтобы не усложнять процесс консолидации материнской компании и избежать двойной системы отчетности.

Первое применение МСФО для малых и средних предприятий должно происходить на основании 35 главы стандарта и относится:

  • как к предприятиям, переходящим с национальных стандартов на МСФО для малых и средних предприятий, так и к предприятиям ранее предоставлявшим отчетность исходя из полной версии "обычных" МСФО
  • если компания применила МСФО для малых и средних предприятий и решила в дальнейшем перейти к использованию полной версии МСФО, она должна будет применить МСФО 1 "Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности"
  • переходные положения основаны на требованиях МСФО 1, но упрощены в определенных аспектах
  • в соответствии с переходными положениями нет необходимости осуществлять пересчет отдельных статей отчета о финансовом положении на дату перехода, если это практически невозможно для компании
  • компания может только один раз воспользоваться правилами перехода на МСФО для малых и средних предприятий впервые

 Поправки к стандарту

  • планируется выпускать каждые три года
  • первый сборник поправок ожидается к выпуску после анализа финансовой отчетности компаний, подготовленной в соответствии с данным стандартом, в течение первых двух годовых периодов (2013-2014 гг)

Комплект финансовой отчетности

  • отчет о финансовом положении
  • отчет о совокупном доходе либо отдельный отчет о прибылях и убытках и отдельный отчет о совокупном доходе
  • отчет об изменениях в капитале
  • отчет о движении денежных средств
  • примечания, включая существенные положения учетной политики

Исключение: не требуется раскрытие сравнительной информации в отчете о финансовом положении за самый ранний сравнительный период, в случае изменения вступительных остатков (МСФО 1 "Представление финансовой отчетности").

Внеоборотные активы:

  • Для основных средств предусмотрена одна модель оценки по первоначальной стоимости.
  • Для инвестиционной собственности предусмотрена модель оценки по справедливой стоимости (модель оценки по себестоимости исключена).
  • Все правительственные субсидии должны быть признаны через прибыли/убытки, когда выполняются соответствующие критерии признания.
  • Правительственные субсидии, относящиеся к активам, не должны вычитаться из балансовой стоимости таких активов.
  • Затраты по займам должны быть признаны в качестве расходов периода и не могут быть капитализированы в отношении квалифицированных активов.

Нематериальные активы:

  • Все внутренне созданные НМА (расходы на исследования и разработку) должны быть признаны в качестве расходов периода: капитализация затрат запрещена.
  • Разрешена модель оценки по первоначальной стоимости.
  • Все НМА должны иметь конечный срок полезной службы: в случае, если он не может быть надежно оценен, он предполагается равным 10 годам.

 Объединения предприятий:

  • Освобождение от составления консолидированной финансовой отчетности: если материнская компания сама является дочерней компанией и конечная материнская компания представляет консолидированную ФО по МСФО или если материнская компания имеет только одну дочернюю компанию, приобретенную с намерением реализовать ее в течение одного года.
  • Затраты, непосредственно связанные с приобретением, капитализируются.

"Пропущенные вопросы"

  • прибыль на акцию
  • промежуточная финансовая отчетность
  • сегментная отчетность
  • правила учета для активов, удерживаемых для продажи

 Финансовые инструменты

  • ФИ, отвечающие определенным установленным МСФО для МСП критериям, оцениваются по себестоимости или амортизированной стоимости. Все остальные ФИ - по справедливой стоимости с изменением через прибыль или убыток
  • простой принцип прекращения признания. Проведение тестов на транзитное и продолжающееся участие, требуемое "полноценным" набором МСФО, отменено
  • требования к учету хеджирования, в т.ч. различные детальные расчеты, связанные с хеджированием, упрощаются и приводятся в соответствие с обычной практикой специально для малых и средних предприятий

Деловая репутация

  • и прочие НМА с неопределенным сроком полезного использования всегда амортизируются в течение срока их полезного использования (10 лет, если срок жизни деловой репутации не может быть надежно оценен)

Инвестиции в ассоциированные компании и в СП

  • могут быть учтены в отчетности по фактической исторической стоимости, кроме случаев, когда их публичные котировки являются доступными

Затраты на НИОКР и затраты по займам

  • всегда признаются как расходы

Пенсионные планы с установленными выплатами

  • Все стоимости прошлых услуг должны быть признаны в отчете о прибылях и убытках
  • все актуарные прибыли и убытки должны быть признаны немедленно - либо в прибыли или убытке, либо в составе прочего совокупного дохода
  • предприятия обязаны использовать метод прогнозируемой условной единицы для измерения его обязательства по установленным выплатам и соответствующих затрат, только при условии, что они имеют возможность сделать это без чрезмерных затрат и усилий